Дошкольное воспитание детей

Вопрос о важности дошкольного воспитаниядетей в наше время уже просто не стоит. Родителям сейчас приходится заранее позаботиться о том, чтобы их ребенок пришел в школу подготовленным и процесс адаптации к коллективу у него прошел легко и безболезненно. Но прежде чем начать разговор на тему воспитания детейдошкольного возраста, давайте разберемся, что же такое детство.

 

По мнению специалистов (детских психологов, педагогов, педиатров) – это отрезок жизни ребенка от рождения и до пяти лет. С одной стороны, что такое пять лет в жизни человека? Но, если учесть, что именно в этот период закладываются основные интеллектуальные способности будущего человека, его физическое и нравственное воспитание, то можно с уверенностью утверждать, что это самые важные пять лет в жизни любого из нас. Очень важно, чтобы это понимали люди, которые стоят у истоков воспитания личности ребенка - дошкольника и имеют на него первостепенное влияние. Прежде всего, это конечно семья, родители и родственники, воспитатели детских учреждений, просто окружающие ребенка люди. И если в семье мы сами в состоянии формировать микроклимат отношений, поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, заниматься нравственным воспитанием нашего крохи, то с последними двумя инстанциями дела обстоят сложнее. Хотя, в отношении ребенка до пяти лет, все-таки, не составляет особого труда выбрать такое окружение, которое наиболее благоприятно скажется на развитии детей дошкольного возраста.

Никто точно не скажет вам, когда лучше начинать занятия с ребенком дошкольного возраста, учить его буквам, цифрам, читать, писать, считать. Просто внимательно наблюдайте за вашим ребенком, и вы обязательно заметите тот период, когда у него проснется интерес к обучению. Может ваш кроха захочет прочесть, как называется его любимый магазин игрушек или посчитать, сколько у него кукол (машинок) на полке, вот это и есть тот самый знак, что пора. Но не расстраивайтесь, если ваша подруга (знакомая, знакомый) скажет вам, что ее (его) Вася ровесник вашего Димки, уже читает 40 слов в минуту и знает таблицу умножения. С обучением и воспитанием детей, как с горшком. Можно начать рано, но не факт, что в 4 года ребенок не начнет мочиться в штаны. Приучить то его приучили, но зачем он так и не понял, когда приучали. Поэтому не факт, что Вася, начав учиться в школе, очень быстро поймет, что он далеко обогнал сверстников, ему станет скучно, он потеряет всякий интерес к учебе и, что называется «съедет» и станет «двоечником». Я ни в коем случае не хочу ругать методики раннего развития детей дошкольного возраста и преуменьшать их значение или причитать о том, как они (методики) отнимают у детей детство. Я просто хочу сказать, что все хорошо вовремя, а это самое вовремя надо вовремя (уж простите за тавтологию) заметить.

Основные средства воспитания детей дошкольного возраста

Наверное, самое первое и самое действенное средство воспитания детей дошкольного возраста – личный пример. Вы не сможете научить ребенка быть аккуратным, красиво и правильно кушать, чистить зубы каждый день и вечер и т.д. и т. п., если сами не будете этого делать. Поэтому, прежде всего – личный пример. Примерно до трех лет авторитет родителей для ребенка непререкаем. В три года начинается так называемый возрастной кризис, когда ребенок чувствует свою самостоятельность и способность принимать решения, которые не всегда, а точнее никогда не нравятся родителям. Начиная с трех лет ребенок, как бы вам этого не хотелось, не будет беспрекословно выполнять все ваши указания, теперь он будет требовать объяснений: «почему я должен мыть руки перед едой?», «зачем говорить спасибо, пожалуйста, здравствуй?». Ни в коем случае нельзя просто отмахиваться от таких вопросов и не отвечать, да и не получится, иначе рискуете вместо спокойного дня получить истерику и испорченное настроение. А вот как это сделать? Тут на помощь придут знания о средствах воспитания детей дошкольного возраста. Запаситесь терпением. Этот этап конечно очень сложный, но он необходим.И чем спокойнее он для вас пройдет, тем больше пользы получите и вы и ребенок  -вы научитесь лучше понимать друг друга.

Не менее важными являются и другие средства воспитания детей дошкольного возраста: физические нагрузки, рассказы, сказки, игры, совместные походы в кино, театр, на природу, несложная работа подому. Преуменьшить значение физических нагрузок в воспитании ребенка-дошкольника невозможно. Именно спорт делает ребенка более выносливым, активным, внимательным, ловким и смелым. Чтобы личность вашего ребенка дошкольного возраста гармонично развивалась необходимо чередовать активность и спокойные занятия, давать ребенку личное время, когда он может заниматься самостоятельно тем, что ему нравится. Большой жизненный опыт можно почерпнуть из книг: сказки, рассказы для детей, стишки, считалочки, речевки и рифмовки. В наше время выбор просто огромен. Не надо покупать множество книжек и стараться сразу их все прочесть ребенку, начинайте с малого: сказка на ночь, стишок к празднику, поздравление для любимой бабушки или дедушки, мамы/папы и т. д.

Заучивание наизусть прекрасно тренирует память и помогает ребенку «выговорится», если есть какие-то логопедические проблемы. Сейчас разработаны такие коротенькие стихи, которые при регулярном их повторении способствуют искоренению небольших логопедических проблем. Что касается таких средств воспитания детей дошкольного возраста как игра, работа по дому и совместное времяпрепровождение, хотелось бы подробнее рассмотреть их использование дальше.

Физическое воспитание ребенка-дошкольника.

В настоящее время система образования в целом и образование учащихся начальных классов в частности претерпевает колоссальные изменения.  Все это вызвано,конечно, стремительно меняющимися условиями жизни. Многие нынешние родители вздыхают, вспоминая свою учебу в школе: «Вот в наше время такого не было…» Да все было, и наши бабушки и мамы также как и мы сейчас ругали сложные учебники, объемные домашние задания. Учителям правда меньше доставалось, ведь еще лет 15-20 назад эта профессия была в почете и никто не стал бы ругать учителя за то, что сын или дочь не успевают в школе. Теперь же достаточно упомянуть то, что дети идут в школу в шесть лет, а не в семь, а один год в жизни ребенка очень много значит. Значит, задача родителей состоит в том, чтобы создать ребенку-дошкольнику такие условия жизни, чтобы он имел возможность нормального физического развития.

Здесь ничего нового еще никто не придумал: прогулки на свежем воздухе, подвижные игры со сверстниками, гимнастика, занятия спортом, закаливание, личная гигиена. Нельзя также забывать о бытовых условиях – это и регулярная влажная уборка помещения, и проветривание и поддержание оптимального баланса температуры и влажности в комнате. Кстати отличным упражнением  для физического развития ребенка дошкольного возраста есть проведение уборки вместе с родителями.Выполняя посильные поручения, ребенок будет получать и физическую нагрузку,  и приобретать некоторые умения и навыки, а также приучатся к аккуратности. 

В детстве, когда я болела, со мной часто оставалась бабушка и чтобы занять меня, когда все остальное уже не помогало, она связывала мои мелкие игрушки веревкой и я их перебирала пальчиками, пытаясь отвязать. Позже, когда мне было 3-4 года, мы с бабушкой делали из бумаги посуду для моих кукол. Теперь-то я знаю, что это называется пальчиковая гимнастика, которая прекрасным образом способствует физическому воспитанию дошкольника.Вряд ли об этом знала моя бабушка. Так вот, благодаря этим «перебираниям» развивается мелкая моторика пальцев и дети дошкольного возраста, с которыми так занимались, как правило, очень хорошо пишут, рисуют, лепят, вырезают. Сейчас есть целый арсенал игрушек для развития мелкой моторики пальцев и их выбор постоянно растет. Хотя этот выбор часто и вредит, мы перестаем что-то делать руками, потому что практически все можно купить. Я, например, очень благодарна своей бабуле за наши занятия. Сейчас я очень красиво пишу, умею шить, вязать, рисовать, делать поделки.  Занятия с ребенком приносят огромную пользу ему и неописуемое удовольствие вам!

Значение пеших прогулок трудно переоценить для физического воспитания детей дошкольного возраста. Во время прогулки с ребенком старайтесь идти медленно, расслабьтесь, забудьте на время обо всех своих взрослых проблемах. Помните, что ребенок – это не собачка, с ним нужно гулять, а не выгуливать. Во время прогулки выбирайте интересные маршруты. В идеале – это конечно лес, парк, водоем, где можно и побегать и попрыгать и есть на что посмотреть. Если ваш ребенок устал, предложите ему передохнуть и поиграйте с ним в игру. Например «На внимание» - предложите описать маршрут, по которому вы пришли: «Из дома мы вышли, пошли прямо, свернули возле большого дерева налево и т.д.» Помогайте ему, подсказывайте слова, чтобы ваше описание вышло как можно более полным. Так вы научите вашего малыша понятиям: право, лево, вперед, назад. А это будет ему очень полезно ив жизни и в школе.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их физическую подготовку к школьным занятиям. Хорошо бы у ребенка выработать привычку правильно сидеть за столом, не наклоняться слишком низко. Очень хорошо, если вы сможете научить своего дошкольника гимнастике для пальчиков, глаз, шеи. Конечно, на уроках в первом классе такие физкультминутки учительбудет проводить обязательно, но и дома, во время выполнения домашних заданий, расслабляющие упражнения необходимы. С этой целью есть много коротеньких забавных стишков. Еще один аспект физического воспитания дошкольника – профилактика плоскостопия. Есть очень веселые упражнения, которые ребенок с удовольствием сделает вместе с вами: поднятие с пола каких-то предметов при помощи пальцев ног – платочков, лоскутков, карандашей, теннисных мячиков. Устройте соревнование, кто сможет сложить карандаши в стаканчик или вытереть мокрое пятно с пола тряпочкой, зажатой между пальчиками ног, дайте вашему крохе выиграть, создайте ситуацию успеха, он будет очень рад и в дальнейшем, будет стараться делать так, чтобы его хвалили.

Физическое воспитание ребенка-дошкольника заключается не только в выполнении физических упражнений, это и посильная помощь по дому, и прогулки пешком, и условия жизни, и личная гигиена.

Формирование нравственности у детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста опять же подразумевает личный пример. Наши дети – наше продолжение. Мы в ответе за то, кем в итоге стал наш ребенок. Конечно, научить ребенка дошкольного возрастаздороваться и прощаться, вежливо попросить понравившуюся вещь, хорошо вести себя в общественных местах, в гостях, дома, не кричать, не ругаться и не драться со сверстниками – это уже огромная заслуга и труд. Дети импульсивны, ониобидчивы и прямолинейны. Ребенку трудно объяснить, почему папа, пришедший с работы, не хочет идти с ним играть в футбол.А мама, которая весь день на работе терпеливо выслушивала клиентов, начальников, сотрудников, вдруг начинает кричать и ругаться за то, что ребенок просто не закрыл воду в ванной или упустил яблоко или еще за какую-то мелочь. Поэтому будьте сдержаны, даже если вам очень плохо, нельзя вымещать это на ребенке. Этим вы вредите ему, себе и, даже, вашим будущим внукам! Ведь дети, подсознательно, копируют поведение родителей! Он просто не будет знать, что можно реагировать по-другому. Конечно, он сможет, при желании, этому научиться. Но…не факт.

Самое главное чему необходимо, на мой взгляд, научить ребенка дошкольного возрастав рамках нравственного воспитания – это не быть эгоистом. Поверьте – это очень много. Ребенка надо любить, но не патологически, прощая ему абсолютно все и делая это в ущерб другим членам семьи. Особенно если ребенок в семье один. Придя в школу, такой ребенок тоже будет требовать к себе повышенного внимания учителя, а ведь он в классе будет не один.

Еще одна проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста– так называемые «нервные» дети или дети с повышенной эмоциональностью. Такие дети любят привлекать к себе внимание посредством истерики, особенно в общественном месте. Не надо идти на поводу у такого ребенка, помните, что истерика длится до тех пор, пока у нее есть зрители. Ни в коем случае не показывайте свое раздражение или сразу же покупайте или делайте то, из-за чего собственно эта истерика и разыгралась. Ребенок, воспитанный таким образом, привыкнет получать все желаемое таким образом, будет также продолжать себя вести в школе, а у учителя не так много средств воздействия на детей, я имею в виду педагогического. Да и не должен учитель, у которого в классе сидят порядка 20-25 детей уделять внимание кому-то одному. Представьте себе, чем в это время могут заниматься остальные? Поэтому задача родителей подготовить ребенка дошкольного возраста к тому, что в классе учитель для всех и его надо слушать. Очень важно, чтобы в детском коллективе ваш малыш нашел общий язык со сверстниками, умел общаться, играть, а, иногда, и постоять за себя, конечно лучше словесно, к чему тоже необходимо приучить. 

Если вкратце повторить то, о чем здесь столько было написано – просто будьте с ребенком таким, каким вы хотите, чтобы он стал. Помните, что посеешь – то и пожнешь!

Что такое экологическое воспитание дошкольников

Продолжая тему нравственного воспитания дошкольников, нельзя не упомянуть о приобщение детей к экологической культуре. В наше время, когда влияние деятельности человека на окружающую среду стало так велико, начинать экологическое воспитание детейнадо  чуть ли не с пеленок.

Что же включает в себя такое понятие в отношении детей дошкольного возраста? Маленькому ребенку, начиная с момента, когда он сможет это понять, стоит объяснять правила поведения на природе: не сорить, не ломать, не обижать. А как же, скажете вы, утверждение о том, что маленькому ребенку нельзя ничего запрещать? Правильно, запрещать нельзя, но сформулировать свое требование можно: вместо – не бросай бумажку в траву – давай положим бумажку маме в сумку, а выбросим в урну; вместо – не ломай веточку – давай посмотрим, какая красивая веточка, вот на ней вырастит листочек, расцветет цветочек и т.д.; вместо – не бей кошку ногой – погладь кошку, давай накормим котенка, т.е. учитесь переключать внимание вашего малыша, меняйте полярность с минуса на плюс! Приучите бережно относится к природе, дайте понятие ребенку, что все мы часть природы, иными словами занимайтесь экологическим воспитанием вашего малыша.

 В старшем дошкольном возрасте уже можно познакомить ребенка с понятием экология, обсуждать сним проблемы экологии и как он может помочь улучшить экологическую обстановку. Ребенок будет таким образом чувствовать свою значимость и полезность. Забота об экологическом воспитании детей дошкольного возраста также в основном ложиться на наши родительские плечи. Но, справедливости ради, надо отметить, что защитой окружающей среды дети занимаются воодушевленно. Главное суметь направить их энергию в нужное русло, задать направление. И тут, настоящие раздолье для деятельности: можно делать кормушки для птиц зимой, скворечники (с детьми постарше), если есть дача разбить небольшую клумбу и ухаживать за ней или сделать это просто около подъезда. Любая деятельность даст свои результаты, и ваш дошкольник станет ответственным, серьезным, аккуратным и грамотным школьником. Он получит бесценный опыт общения с живой природой.

Ребенку 4-5 лет уже можно объяснить понятие живой и неживой природы, что такое воздух, вода, откуда берется дождь, снег и зачем они нужны. Самое главное в экологическом воспитание детей дошкольного возраста – это показать насколько все в природе взаимосвязано, насколько мы, люди, заинтересованы в том, чтобы окружающая среда была чистой. Вы сами удивитесь, как экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста благоприятно скажется на его общем развитии.

 

Дети старшего дошкольного возраста: как провести подготовку к школе и не внушить ребенку страха перед ней.

Вот и исполнилось вашему дошкольнику шесть лет. Я помню свое волнение, когда моему сыну было шесть и надо было готовиться к школе. Он сам выбирал себе тетрадки, пенал, ручки все необходимое. Я только помогала. Это такое счастье, смотреть, как твой ребенок становится таким рассудительным, рассматривает товар, оценивает его. Не лишайте себя такого удовольствия, не покупайте все сами, думая, что ребенок еще ни в чем не разбирается. Конечно, если пойдете вместе, запаситесь временем и терпением, но результат будет. Ваш ребенок станет вам доверять, потому что вы доверили ему!

Воспитание детей старшего дошкольного возраста лучше начинать лет с четырех. В игровой форме проводить школьные занятия. Хорошо, если они будут проходить у вас в одно и тоже время и фиксированный отрезок времени. Первые занятия будут длиться 5-10 минут, постепенно увеличивайте время до 1 часа с перерывами. Выучите буквы, алфавит, счет до 10 и обратно, простейшие математические действия на сложение и вычитание. На все это у вас будет более двух лет до школы.Впрочем, смотрите по ребенку. Некоторые дети хватают на лету все новое, им все интересно, а с другими надо время и особый подход. Если вы видите, что удовольствия от занятий нет, не настаивайте, придет и ваше время. В конце концов, все понимают необходимость обучения. Главная заповедь в воспитании детей старшего школьного возраста, как в медицине – не навреди!

Готовя своего сына к школе, я старалась не внушить ему перед ней страха, что у него что-то не получится. Никогда не говорите вашему дошкольнику: «Вот пойдешь в школу, узнаешь…» продолжение может быть разным, но смысл один. Лучше приучите его к мысли, что учитель в школе всегда поможет, подскажет, что в школу идут, чтобы учиться, а не показать, что ты уже знаешь.

Я сама работаю учителем. Я преподаю иностранные языки и скажу честно, легче работать не с теми детьми, которые уже что-то знают по предмету, а с теми, которые готовы научиться, которые умеют слушать и выполняют указания учителя. Научите своего ребенка старшего дошкольного возраста, прежде всего дисциплине, а не английскому письму, умению слушать, а не выкрикивать, что он уже это знает, стремлению получать новые знания, а не хвалится уже полученными, и считайте, что к школе вы готовы. Конечно, если вы хотите отдать вашего ребенка в гимназию, вам надо узнать ее требования. Как правило, в учебных заведениях такого типа есть экзамены, и туда детей отбирают. Если же вы идете в общеобразовательную школу, то не стоит мучить ребенка заучиваниями сложных тем. Прислушивайтесь и присматривайтесь к вашим детям, изучайте и раскрывайте их способности. Не надо идти против воли и желания самого ребенка. Только так вы не внушите ему отвращения к школе и обучению. Помните терпение и любовь, любовь и терпение!

 


Разные новости!

Загрузка...

Женские Новости

Загрузка...