Почему дорожает бензин в России в 2018 году: цены на бензин

Почему дорожает бензин в России в 2018 году: цены на бензинВ мае 2018 года резко начал дорожать бензин на российских заправках. За предыдущую неделю цены на бензин в различных регионах выросли до пяти процентов (напомним, это динамика всего за семь дней).

 

В Москве рост цен в течение недели составил 1,3%, в Санкт-Петербурге — 1,5%, и это достаточно умеренно на фоне многих других регионов страны. Почему в 2018 году в России дорожает бензин — причины роста цен, что делает государство для того, чтобы остановить этот процесс, помогут ли предпринимаемые меры стабилизировать ситуацию.

 
 
 

Что происходит с ценами на бензин?

Они активно растут в течение апреля и мая. Совпадение это или нет, но рост цен на топливо в России начался вскоре после президентских выборов. Учитывая опыт 2012 года, когда цены на заправках откровенно сдерживались перед выборами, чтобы не нервировать народ, вполне вероятно, что и в этот раз власть прибегла к определенному влиянию на бизнес, чтобы заморозить цены.

Впрочем, причина сегодняшнего роста цены на бензин далеко не только в компенсации за начало года.

Динамика стоимости одного литра бензина в 2018 году по данным Росстата выглядит следующим образом:

  • Январь — 39,88 рублей.
  • Февраль — 39,88 рублей.
  • Март — 39,89 рублей.
  • Апрель — 40,31 рублей.
  • Май — 41,37 рублей.

В случае со статистикой за май стоит особо пояснить — приведена статистика только за первые три недели месяца, и это средние данные. То есть, по завершении трех первых недель мая реальная средняя цена литра бензина была выше, а затем последовал тот резкий недельный рост, о котором мы говорили в самом начале.

Стоимость одного литра бензина АИ-95 в конце мая в Москве составляет около 45,5 рублей.

 Что происходит с ценами на бензин?

Почему растут цены на бензин в России на этот раз?

Любой, кто интересуется темой роста цен на бензин достаточно долгое время, знает, что российскими производителями топлива изменения цены почти всегда объясняются внешней конъюнктурой. В мире дорожает нефть — в России дорожает бензин, нефть в мире дешевеет — бензин все равно обязан подорожать. Каждый раз приводятся вполне логичные экономические обоснования.

Вот и на этот раз одна из причин роста цен на бензин — это… Верно, подорожание нефти в мире!

В 2018 году сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть в России были снижены, а акцизы на топливо внутри страны — повышены. Правительство назвало это “налоговым маневром” (он начался еще с 2015 года и должен продлиться до 2019-го), и такая политика с точки зрения интересов простого россиянина действительно выглядит странно. Получается, что власть в первую очередь позаботилось об экспортерах нефти, для которых пошлины были снижены за счет повышения акцизов, а их в конечном итоге платят простые жители страны.


В момент, когда мировые цены на нефть выросли, нефтедобытчики сосредоточились на экспорте, благо, пошлины теперь меньше, чем они были до этого, и экспортировать сырье очень выгодно. В итоге на внутреннем рынке сейчас возникает элементарный дефицит сырья, а следовательно — растет цена на нефтепродукты.

Еще одна причина, о которой не боятся говорить и некоторые эксперты — та, что мы называли выше. До президентских выборов цена сдерживалась искусственно, и сейчас производители наверстывают упущенное.

Наконец, некоторые эксперты говорят о сезонной привычке нефтеперерабатывающих заводов повышать цены весной. Спрос в это время стабильно увеличивается, и НПЗ даже не ждут, когда он начнет расти, а заранее поднимают цены, не сговариваясь друг с другом. Спрос растет из-за посевной, из-за того, что многие водители активно используют автомобиль только в теплое время года и т.д.

Что делает власть, чтобы цены на бензин перестали расти

Как говорят эксперты внутри отрасли, без сдерживания цен государством уже сейчас стоимость литра бензина в России была бы примерно на 10 рублей выше тех значений, которые наблюдаются в действительности.

По этой версии, и нефтеперерабатывающие заводы, и сами АЗС сейчас работают в убыток. По подсчетам аналитиков, первые теряют с каждого литра около 6 рублей, вторые — около 4 рублей.

И на тех, и на других давит антимонопольное ведомство — ФАС.В частности, антимонопольная служба регулярно выписывает предписания и предупреждения нефтяным компаниям, в том числе предписывая не ущемлять интересы внутренних потребителей в пользу экспорта.

Правительство также пошло на определенные шаги. С 1 июля акцизы на бензин в России должны были вырасти второй раз в течение этого года, вместо этого они будут снижены. Акциз на бензин станет ниже на 3 тысячи рублей за тонну, в случае с дизельным топливом — на 2 тысячи рублей.

Бюджет за счет снижения акцизов потеряет около 140 миллиардов, но эксперты не уверены в том, что такая мера поможет хоть как-то изменить ситуацию. Вероятнее всего, на стабилизацию цены и вероятность небольшого ее снижения может повлиять только снижение мировой цены на нефть, в результате которой экспорт перестанет быть настолько выгодным.


Поскольку цена литра бензина бьет не только по кошельку автомобилистов, но и всех граждан, государству так или иначе нужно что-то делать с происходящим. Дорогой бензин — это автоматическое повышение цен на любые товары, которые так или иначе доставляются автотранспортом. Если государству нужно, чтобы инфляция удерживалась в плановых рамках, а ЦБ мог снижать ключевую ставку и создавать условия для роста экономики, ситуация с дорогим бензином однозначно требует более решительных мер.